0 Loading ...

Елена Беляева Елена Беляева

HR-эксперт, Елена Беляева

29.04.2021

Менторинг и коучинг - смешанное консультирование

Менторинг и коучинг - смешанное консультирование

В нашу эпоху появилось много чего «смешанного»: blended learning (смешанное обучение), смешанный график работы, и т.д. Это вызвано нашей реальностью: мир меняется так быстро и непредсказуемо, нужно усваивать такое огромное количество информации, что человек, как любое живое существо, начинает искать методы адаптации к такой среде. А «смешанность» в этом часто помогает, потому что дает возможность реализовывать поставленные задачи в условиях ограниченного времени и других ресурсов.

Вот и в системе работы с клиентом, когда мы говорим об индивидуальных сессиях, часто смешиваются коучинг и менторинг. И я считаю, что этот метод крайне эффективен для того, с кем сессия проводится. Говоря «клиент», я подразумеваю любого человека, с которым я провожу назначенный диалог. Это не обязательно коммерческое взаимодействие (когда клиент платит за сессию), это вполне может быть сотрудник компании, в которой я работаю.

Прежде всего, давайте вспомним, что такое коучинг и менторинг и в чем их отличия.

Коучинг (определение из Википедии) – метод обучения, в процессе которого человек, называющийся «коуч», помогает обучающемуся достичь некой жизненной или профессиональной цели. В отличие от менторства, коучинг сфокусирован на достижении чётко определённых целей вместо общего развития.  

Менторинг -  это стратегическое партнёрство, взаимоотношения, в которых ментор передает свой опыт и знания, обеспечивает поддержку в развитии и прогрессе менти. (автор Александра Прицкер, книга "Менторинг: Инструкция по применению").

Одно из основных отличий механики менторинга и коучинга состоит в том, что коуч никогда не будет говорить клиенту, что и как делать. Его задача – задать такие вопросы, отвечая на которые клиент сам найдет пути решения своей задачи, да еще и получит мотивацию на их реализацию, потому что «он сам так придумал». В правилах коучинга четко сформулирован принцип о том, что «на сессии говорит только клиент», поэтому от коуча Вы не добьетесь ответов на свои вопросы, только от себя.

Ментор скорее поделится своим опытом, предложит конкретные инструменты, то есть будет учителем и наставником (хотя эти термины опасно вводить, так как найдутся те, кто скажет, что это отдельная категория взаимодействия).

Для достижения максимальной эффективности от взаимодействия с клиентом в какой-то момент я начала использовать коучинговые и менторские форматы в рамках одной сессии, и такой подход зарекомендовал себя как крайне эффективный.

Когда такой смешанный метод может быть эффективен?

  1. Когда клиент не знает и не понимает, что такое коучинг. Например, сотруднику компания сказала «нужен тебе коуч, друг дорогой, потому что ты недовыполняешь план, не умеешь общаться со своими сотрудниками, не соответствуешь ожиданиям компании и т.п.» (нужное подчеркнуть). Человек приходит на сессию и ждет, что консультант сейчас ему расскажет, как и что надо делать, чтобы начальство перестало на него давить. Можно пойти и от хорошего посыла – «иди к коучу, потому что мы хотим развивать тебя в компании». Но тут человек ждет, что консультант расскажет, что делать, чтобы развить в себе конкретные качества. И если в этот момент человеку сказать, что он сам должен все проанализировать, составить план действий и реализовать его, то может возникнуть резко отрицающая реакция «а зачем мне тогда коуч?» Убеждать в этот момент человека в том, что коучинг – это очень мощный инструмент, все равно, что взять своего кота и начать его уговаривать прочитать книгу. Бесполезно. Поэтому в рамках адаптационного периода можно использовать менторинг, поделиться каким-то своим опытом или опытом других людей, рассказать о том, какие инструменты есть и что коучинг – это один из сильнейших инструментов. Подготовить клиента к коучингу, потратить это время, чтобы потом работа пошла эффективнее и быстрее. Иначе можно несколько сессий просто потратить на то, чтобы сломить стену недоверия.
  1. Вторая ситуация, в которой я вижу эффективность смешанного метода работы – это когда клиент находится еще на той стадии развития, что не владеет простейшими методами решения задач. Ему нужно разъяснить базу, чтобы потом переходить к «высшим материям». Например, у клиента есть проблемы с руководством людьми. В процессе диалога выясняется, что как руководитель он не умеет качественно ставить задачи персоналу. Все задачи сформулированы в виде «надо что-то большое чугунное и ко вторнику». SMARTом тут и не пахнет. В такой истории почему бы не дать основные правила постановки целей, чтобы человек взял и начал использовать?
  2. Третья ситуация – это когда запрос на коучинг лежит в сфере прикладных задач: как похудеть, как начать правильно питаться, как правильно заниматься спортом и т.п. То есть, те сферы, где помимо мотивации нужно еще и знать практические вещи (что есть, как делать упражнения, к какому врачу сходить). Коучинговые методики тут помогут сформировать мотивацию на достижения, а практический менторинг – дать реальные прикладные инструменты и знания.
  3. Ну, и обратная ситуация – когда есть запрос на менторинг, но консультант понимает, что для достижения максимального результата есть смысл использовать коучинговый подход, чтобы клиент раскрылся, нашел в себе резервы и энергию для новых достижений, определил, что точно нужно и интересно. Такие глубокие вопросы, как правило, на уровне менторинга проработать крайне сложно.

Безусловно, каждый консультант сам решает, какие подходы использовать в работе с тем или иным клиентом. Обычно на первой же сессии становится понятно, готов ли человек к коучингу в чистом виде или ему нужно дать элементы менторинга, чтобы почувствовать себя более уверенным, более подготовленным к решению сложных вопросов.

Конечно, отлично, когда клиент приходит уже «подкованным», знает разницу между коучингом и менторингом и имеет представление, что ему/ей более комфортно, что лучше работает, что интереснее и эффективнее. Так что всем клиентам – отличных консультантов, а всем консультантам – четкого понимания того, что нужно клиенту и смелости использовать не стандартные методики и подходы.

10%
Drag View Close play